«Мы все творцы по образу и подобию». Актёр Евгений Ткачук о роли Ленина, новой волне артхауса и театре с конями

Искусство

В октябре в онлайн-кинотеатре START и на телеканале «Россия» вышел кинороман Андрея Кончаловского «Хроники русской революции». Роль Ленина в картине сыграл Евгений Ткачук. В интервью автору «Сноба» Александру Юдину актёр рассказал, что его удивило в образе главного революционера, почему он скептически относится к жанру артхауса в кино, почему готов сниматься у Романа Михайлова бесплатно и что за конно-драматический театр он основал

Евгений Ткачук
Евгений Ткачук

Ленина в разные годы играли Максим Штраух, Борис Смирнов, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Мягков, Виктор Сухоруков, Евгений Миронов. Давила ли на вас эта тень от великих? И удалось ли чем-то разнообразить образ, как вы сами считаете?

Не смотрел чужие работы, потому что у каждого своя психофизика, каждый своим способом пытается взять эту высоту. Я отталкивался только от оригинала. Главным, конечно же, было найти и отразить его способ мышления, который отличается от моего уж точно. Это в принципе уникальное явление человечества: неугомонный и неостановимый процесс соединения несоединимых вещей в голове, которые работают на общую идею и служат общей цели. В нашем проекте объём исторических событий, связанных с Владимиром Ильичом, захвачен очень большой. Там есть, где разгуляться.

Что в личности Ленина вас больше всего удивило?

Не столько в личности, сколько в этом революционном видении жизни в едином обществе, свободном от границ, денег и войн. Оно — это видение — действительно представляет собой утопию, и мы сейчас легко с этим соглашаемся. Но мне кажется, что если бы эта идея была правильно донесена до умов людей по всему миру, то история могла бы сложиться иначе. И мы жили бы в другой стране, и мир был бы совершенно другим.

Евгений Ткачук в роли Владимира Ленина в сериале «Хроники русской революции»
Евгений Ткачук в роли Владимира Ленина в сериале «Хроники русской революции»

В 2014 году вы снимались у Хотиненко в «Бесах», играли студента Шатова — человека, одержимого идеями. Недавно я нашёл ролик, где вы читаете монолог Петра Верховенского — фанатика, готового на всё ради революции. Вы как будто всё это время готовились к роли Ленина.

Да, весь мой творческий путь где-то вокруг той революционной эпохи и пролегает (смеётся). «Тихий Дон», «Обитель», «Хроники русской революции» — всё это даже исторически близко связанные вещи.

А правда, что отец вас отговаривал становиться актёром?

Правда.

От чего ограждал?

От зависимости. Артист — очень зависимый человек, который должен выполнять поставленную задачу.

Что плохого в том, чтобы выполнять задачу режиссёра?

От режиссёрского замысла я себя никогда не отделял. Но сегодня режиссурой начинают заниматься продюсеры. Они буквально влезают в процесс и со своей колокольни выстраивают сцены и взаимосвязи внутри кадра. Это, я считаю, катастрофа. В итоге мы попадаем в творческий тупик, а иногда и в кризис, когда хочется побыстрее отработать, да и закончить.

Как-то раз я спросил у Алексея Серебрякова: «Почему вы на площадке такой суровый?» Он посмотрел на меня и ответил: «А ты знаешь, Жень, за что нам в кино на самом деле платят?» Я думал — за мастерство, за талант. А он: «Нет! За терпение. Мы терпим, пока они своё кино снимают, сидим, иногда даже стыдно бывает, но терпим». Это гениальная формулировка, которую нашёл Алексей.

Вам бы тогда в авторском кино сниматься, где не давят продюсеры. Но вы в одном из интервью сказали, что не любите артхаус…

Не люблю, потому что в России артхаус зачастую снимают с установкой «мне неважно, поймут меня или нет — я так вижу». Эта позиция, на мой взгляд, убивает саму суть жанра. Чаще это выглядит как полупрофессиональная история, прикрытая неким интеллектуальным флером. Отсюда и ощущение любительской работы. Конечно, есть и блестящие примеры. Мне нравится, как в эту сторону двигается Роман Михайлов. Это один из выдающихся мыслителей сегодняшнего времени, художников, которые смотрят на жизнь многомерно. Недавно мы вместе снимали одну историю (правда, для театра).

Кадр из сериала «Хроники русской революции»
Кадр из сериала «Хроники русской революции»
Кадр из сериала «Хроники русской революции»
Кадр из сериала «Хроники русской революции»
Кадр из сериала «Хроники русской революции»
Кадр из сериала «Хроники русской революции»

Вы снимались в двух его фильмах: «Сказки для взрослых» и «Отпуск в октябре». И пишут даже, что бесплатно.

Штука в том, что философия Романа Михайлова построена на искренности и энергетическом обмене. Это человек, живущий по правилу: творчество для души, а не для денег, и странно к нему идти работать за деньги. Понимаете? Он работает во имя идеи, во имя истинной ценности. Это круто и исключительно.

У Ромы никогда нет сценария на старте, только идея. Потому что она для него важнее. Всё остальное собирается в процессе, по живому. На его площадке совсем другая атмосфера, другой подход к кадру. Это не индустрия, а штучный товар, который, на самом деле, не всем зайдёт. Я слышал много мнений от кинематографистов, которым Рома вообще непонятен. А я понимаю и люблю, я чувствую его и купаюсь в этом кино-мире, который он создаёт.

А кто-нибудь ещё есть такой же самобытный в России?

Джеф Агаев. Мы вместе с ним сделали кинопроект «Двенадцать этажей спустя». Собирали его, находясь в разных городах, три года. Снимали где-то на камеры, а где-то и на телефон. Получилась большая ультра-жанровая история.

Про что она?

Это такое высказывание про то, что автор сегодня ничего не значит в индустрии. Что важным в современном кино стало создавать товар, а не действительное высказывание художника.

Агаев, кстати, снимался у Михайлова в «Путешествие на солнце и обратно».

Да, потому что оба — представители независимого кино, это движение сегодня активно формируется. И это очень интересная волна. В индустрии уже много штампов накопилось, которые не дают нового дыхания, ощущений. А новая волна рождает интересные ходы, там нет ставок на дорогую картинку или дорогие локации. Это всё честное кино, которое можно снимать без бюджета.

Хорошо. Конно-драматический театр «ВелесО» как случился в вашей жизни? Вы его основатель и художественный руководитель.

После первого курса театрального института я устроился работать в конюшню, и мне понравилось. Позже мой друг, тренер, Катерина Карсунцева предложила поставить небольшую сценку с лошадьми, и я попробовал — в итоге мы сделали 40-минутный спектакль, в котором играли спортсмены и детвора из соседнего двора, которые каждый день приходили глазеть на репетиции с крыши гаража, соседствующего с нашим конно-спортивным клубом. Нам не хватало людей для массовки, и я подумал привлечь этих детей в постановку — они и так приходят, так пусть поучаствуют! Интересный спонтанный опыт: кони, энергетика, природа, которая раскрывается на другом уровне, нежели в чёрном кабинете салонного театра. Настолько всё это затянуло, что задумался о театре.

В 2008 году я купил трёх жеребцов и начал двигаться к этой цели. Долго искал место, кони кочевали с одной конюшни на другую, из города в город. Первый большой полноценный спектакль мы сделали в Станице Вёшенской, после съёмок «Тихого Дона», в музее-заповеднике Шолохова, с каскадёрами, которые участвовали в проекте. Это была такая казачья история. К сожалению, открыть театр там не получилось, и проект переехал в Петербург, где для него нашлось место. По сей день мы находимся под Санкт-Петербургом, во Всеволожском районе. В 2016 году мы открылись — скоро нам будет уже десять лет. Каждый год выпускаем новую постановку. Новый «диалог тел» между актёром и лошадью.

А в какой момент этот диалог превращается в искусство, а не просто в трюк или дрессуру?

В тот самый момент, когда приходят зрители. Тогда диалог коня и человека в рамках идеи, осознаваемой наблюдающим, выходит за рамки бытового существования и превращается в поэзию.

Сейчас у нас восемь жеребцов, каждый обладает своим неповторимым характером. Например, внимательный, нежный Валдай, который подходит и мягко кладёт голову на плечо человеку. Или неврастеничный Шукри-Дон, вороной жеребец, который прибегает, взрывается, бьёт копытом, встаёт на дыбы и крушит всё, что на его пути. Или немножечко нервный, огненно-рыжий жеребец, готовый идти в бой. Либо тяжеловоз, который может вывезти всё на своём горбу. Или маленький озорной конёк, который будет шкодить. Весь проект строится вокруг них — под их умения, харизму, склад характера, уровень внимания. Нельзя «тащить коня за уши» к идее, которая ему чужда — это создаст ненужное напряжение и уничтожит художественный образ. Поэтому в каждой работе мы стараемся подобрать роль для коня так, чтобы она раскрыла его образ, который он уже несёт от природы.

Беседовал Александр Юдин