Манойло и Броше: трезвые разговоры в баре

Аналитика

Французский коллекционер Пьер Броше и писательница Екатерина Манойло обсудили за барной стойкой Riesling Boyz природу любви, роль современного искусства в стремительно меняющемся мире и почему настоящий коллекционер стремится к вечности, а не к прибыли.

Екатерина Манойло и Пьер Броше
Екатерина Манойло и Пьер Броше

Любовь: Безумие или долго и счастливо?

Разговор начался с неожиданного вопроса Екатерины Манойло о природе любви. Пьер Броше дал краткий, но ёмкий ответ:

Броше: Доверие, вдохновение… Безумство.

Коллекционер пояснил, что безумие любви кроется в её необъяснимости. Несмотря на тысячелетия попыток осмысления писателями, художниками и режиссёрами, феномен остаётся загадкой. Он отметил, что сказки описывают любовь как короткий, страстный поиск, который завершается браком, оставляя без ответа главный вопрос: как сохранить это безумное чувство на протяжении всей жизни?

Пьер Броше считает, что представление о французах как об экспертах в вопросах любви — это клише. Он связывает своё понимание страсти с богатой и неоднозначной французской культурой XVIII века, особенно с концепцией, представленной в «Опасных связях» Шодерло де Лакло, а также в произведениях Стендаля и Маргерит Дюрас.

По мнению Броше, любовь России к Франции имеет глубокие исторические корни. В XVIII–XIX веках русская элита адаптировала французскую культуру, а в советское время Франция стала единственным «окном на Запад». Кинематограф 60–70-х годов транслировал идеалы лёгкости жизни и любви, что породило знаменитую фразу «увидеть Париж и умереть».

Екатерина Манойло упомянула дебютный роман французской писательницы Мод Вентура «Мой муж», где героиня, испытывая болезненную любовь, изменяет супругу, на что Броше отреагировал: «Она тратит энергию с другими мужчинами».

Коллекционирование как философское обязательство

Манойло провела параллель между страстью коллекционера и любовным безумством. Пьер Броше подчеркнул, что его путь в коллекционировании начался не с цели, а как форма интеграции и общения с художественным сообществом после его приезда в Россию в конце 80-х — начале 90-х.

Он осознал себя коллекционером только в 46 лет, в 2007 году, после организации выставки своей коллекции в Московском музее современного искусства (ММОМА).

Броше определяет коллекционирование как commitment (обязательство, позиция) — философскую и культурную позицию. Коллекционер делает осознанный выбор, утверждая, что выбранные им предметы являются искусством и отражают современную мифологию. Он напомнил, что любые музеи — это, по сути, бывшие частные коллекции. Таким образом, искусствоведы изучают те выборы, которые когда-то сделали коллекционеры.

Искусство в эпоху Google и ChatGPT

Рассуждая о стремительных изменениях в обществе, Броше противопоставил свой опыт получения знаний в доцифровую эпоху (ожидание вечера, чтобы спросить родителей, или поиск в многотомной энциклопедии Larousse) современной молодёжи, которая моментально находит ответы в Google или ChatGPT.

В контексте роли искусства, Броше обратился к книге «100 арт-манифестов» Алекса Данчева, предложив погадать по ней. На странице 375, строчка 9, была зачитана фраза: «…И выслали из Советского Союза по приказу Сталина».

Этот эпизод стал поводом для обсуждения связи искусства и политики:

  • Искусство не может существовать в тоталитарных режимах.
  • Художник, подобно философу, создаёт визуальный язык, который формирует концепт.
  • Броше, ссылаясь на Жиля Делёза, отметил, что философия призвана создавать концепты для понимания структуры общества и общественного мнения.

Элитарность и необходимость страдания

Пьер Броше постоянно задает себе вопрос о собственной легитимности как коллекционера. Он уточнил, что коллекционирование — это деятельность элиты, людей, обладающих финансовым, культурным и социальным капиталом. Обыватель, по его словам, к этому равнодушен.

Отвечая на распространённое возражение: «Мы не понимаем современное искусство!», коллекционер провёл аналогию с классикой:

Вы понимаете Рахманинова? Вы понимаете Бетховена? Вы понимаете балет «Лебединое озеро»? Или понимаете только то, что признано искусством? Вы хотите всё понимать, как будто бы искусство должно быть сразу понятным. Так учитесь, мучайтесь. Мы же помучились.

Критика, Вечность и Сопротивление Смерти

Обсуждая состояние арт-критики, Броше назвал её литературным жанром, а не объективной истиной. Он считает, что критик описывает выставку, исходя из собственного интеллектуального багажа и насмотренности, стараясь объяснить замысел автора. Сам же Броше не считает замысел художника главным: «Мне на самом деле наплевать, что он хотел сказать. Мне кажется, если визуальный язык художника недостаточный, значит, ему надо чем-то другим заниматься».

Коллекционер подчеркнул важность того, что сказал автор, а не что хотел сказать (позиция, которую поддерживает и историк кино Алексей Гусев).

Наивысшая страсть коллекционера — делиться своим выбором с публикой, организовывать выставки. Это стремление Броше связывает с поиском вечности. Он привёл исторический пример: если в XV веке богатые люди строили церкви, чтобы избежать ада, то после того как Фердинанд II Тирольский отписал свой замок с коллекцией потомкам, фокус сместился — стало важнее не попасть в рай, а стать вечным.

Имена великих русских коллекционеров (Строгановы, Третьяков, Щукин, Морозов) доказывают эту мысль. Броше, ссылаясь на Андре Мальро и Жиля Делёза, заключил, что искусство — это сопротивление против смерти, а коллекционер, таким образом, творит историю и прокладывает путь к вечности.

Этот же мотив движет и писателями: «Вы считаете, что вам есть, что сказать. У вас есть страсть с кем-то поделиться. Вы как художник в этом случае».

Путешествия по России и сила человеческого вдохновения

Пьер Броше поделился впечатлениями от своих многочисленных поездок по России. Он вспомнил советскую картину, напоминающую позднего Машкова или Кустодиева, в столовой Алтайской республики, но подчеркнул, что его страсть к путешествиям в регионы связана не с поиском искусства, а с эмоциями от встреч с людьми.

Он привёл два ярких примера из 35 лет жизни в России:

  1. На Алтае, на Телецком озере, в маленьком магазине-автобусе, два полупьяных мужчины, узнав, что он француз, начали кричать: «Француз? Зидан! Зидан!», показав, что Зидан является образом Франции.
  2. На Чукотке человек показал ему всё своё имущество, состоящее всего из трёх предметов: нож, пила и инструмент для чистки шкур.

Броше отметил, что жизнь стоит того, чтобы жить, и это подтверждает разнообразие людей, с которыми он сталкивался — от олигархов до человека с тремя инструментами.

Современность, Феминизм и Роль Женщины

Коллекционер предпочитает живое общение цифровым копиям и искусственному интеллекту, хотя и признаёт, что пандемия сказалась на форматах взаимодействия. Он подчеркнул, что человек даёт новую энергию и вдохновляет.

Его недавняя выставка Are you ready for the future? (по которой можно посмотреть фильм-экскурсию) была построена вокруг фундаментальных вопросов: «откуда мы?» и «как мы дошли до сегодняшнего дня?». Она включала шесть тематических разделов, в том числе отдельную секцию, посвящённую женщинам — «Она».

Броше, будучи продуктом французской культуры 60-х годов, активно следил за развитием феминизма 70-х, когда обсуждалась критика идей Фрейда и выдвигался тезис, что мужчины создали философию, политику и искусство из зависти к женской способности рожать и создавать жизнь.

О равенстве полов

Коллекционер признал, что ранее в цивилизации существовало предубеждение, будто живопись — прерогатива мужчин, и коллекционеры в этом смысле виноваты (ссылаясь на книгу Линды Нохлин «Почему не было великих художниц»). Однако сегодня он активно приобретает работы женщин, считая, что многие важнейшие художники современности — именно женщины (помимо Марины Абрамович, он отметил гениальных молодых девушек).

В то же время, Пьер Броше критически относится к современным проявлениям феминизма, особенно к идее полного равенства:

Броше: Я не понимаю вот эту идею, что мужчина и женщина одинаковы. Мы не одинаковы, ну come on! […] Изменения, которые сейчас происходят, настолько искусственные, что это становится просто смешно.

Он считает примитивными меры по квотированию женщин в парламенте, сравнивая это с более глубоким уровнем мышления феминисток 70-х годов, которые задавались вопросом: «А нужно ли нам быть такими же идиотами, как мужчины, которые работают как сумасшедшие?»

Броше отверг мысль о том, что «раньше было лучше», настаивая, что сейчас иначе и лучше, поскольку расширяется поле зрения и появляется много новых вопросов, которых не было 40 лет назад.

Визуальный язык против поэзии

В завершение, Екатерина Манойло предположила, что художники, подобно поэтам, обладают «оголёнными нервами».

Броше признался, что не понимает поэзию из-за недостаточного знания русского языка, но является визуальным человеком. Он может забыть имя художника, но в его памяти всегда всплывают десятки образов, картин и произведений, которые он воспринимает как «волнения, страсти, эмоции».